Первые
сражения
"Первыми
встретили вражеский удар пограничники, вооруженные лишь легким
стрелковым оружием. Многие из них оказали врагу поистине
героическое сопротивление. 11 дней удерживали одну из застав
Владимир-Волынского пограничного отряда бойцы под командованием
лейтенанта А. Лопатина. Упорно сражались с подавляющими силами
агрессора заставы Августовского, Перемышльского, Рава-Русского и
других погранотрядов.
Но всерьез
задержать продвижение врага на всем протяжении границы
пограничники, конечно, не могли. Армейские части в первые же
часы понесли колоссальный урон. Атаковав советские аэродромы,
немцы только за один день 22 июня уничтожили 1200 советских
самолетов, в том числе 800 не успели подняться в воздух.
Особенно тяжелые потери понес Западный фронт, потерявший 738
самолетов, в том числе на земле — 528. Немецкая армия потеряла
1200 самолетов лишь к 19 июля, то есть почти через месяц
воздушных боев.
Советские летчики
сражались, не жалея жизни. Писатель С.С. Смирнов, пытавшийся в
60-х гг. выяснить, кто же совершил первый в ходе Великой
Отечественной войны воздушный таран, вынужден был отказаться от
этого замысла, так как уже в первый час войны несколько летчиков
таранили самолеты противника.
Увы, некоторым из них приходилось идти на это, поскольку
взлетали они на невооруженных или неисправных машинах.
Из сводки Главного
командования Красной Армии («Правда» 23 июня 1941)
«С рассветом 22 июня
1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши
пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и в
течение первой половины дня сдерживались ими. Со второй половины
дня германские войска встретились с передовыми частями полевых
войск Красной Армии. После ожесточенных боев противник был отбит
с большими потерями. Только в Гродненском и Крыстынопольском
направлениях противнику удалось достичь незначительных
тактических успехов…
Авиация противника
атаковала ряд наших аэродромов и населенных пунктов, но повсюду
встречала решительный отпор наших истребителей и зенитной
артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65
самолетов противника».
Увы,
действительность была гораздо страшнее. В один день немцы
добились превосходства в воздухе. Лишенные прикрытия с воздуха
части Красной Армии, подвергавшиеся непрерывной бомбежке и
атакам немецких самолетов с малых высот, оказались не в
состоянии удерживать позиции. В результате уже 22 июня немецкие
танковые группировки прорвались на 20–50 км в глубину советской
обороны.
Из оперативной
сводки штаба 4-й армии за 24 июня
«Пехота
деморализована и упорства в обороне не проявляет. Отходящие
беспорядочно подразделения, а иногда и части, приходится
останавливать и поворачивать на фронт командирам всех
соединений, начиная от командующего армией, хотя эти меры,
несмотря даже на применение оружия, должного эффекта не дают».
Лишь отдельные
части и подразделения, находившиеся на подготовленных
оборонительных рубежах, оказали врагу серьезное сопротивление.
Так, немногочисленный гарнизон Брестской крепости целый месяц
держал оборону, приковав к себе значительные силы фашистов.
Стойко сражались гарнизон и 67-я дивизии, оборонявшие Лиепайскую
военно-морскую базу. Германский историк П. Карелл пишет о боях в
Лиепае: «Оборона была организована блестяще. Солдаты хорошо
вооружены и фанатически храбры. Они показали в Либаве наилучшие
элементы советского военного искусства… В Либаве впервые
выяснилось, на что способен красноармеец при обороне
укрепленного пункта, когда им руководят решительно и
хладнокровно».
К сожалению, в
большинстве случаев такого руководства советские войска
оказались лишены" Л.Кацва
http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2005/08/41.htm
|